Почему автовладельцы жалуются на страховщиков и что делает МТСБУ

Жалобы автовладельцев на страховщиков, что делает МТСБУ

Хорошо ли страховщики ОСАГО выполняют свои обязательства, кому на них можно жаловаться и будет ли от этих жалоб толк. Эти вопросы возникают перед автовладельцами при выборе страховщика и в случаи проблем с выплатами.

Разобраться в этих темах помог генеральный директор МТСБУ Владимир Шевченко.

Как оценить качество работы и надежность страховщика

На сайте МТСБУ ежеквартально размещается графический информер «светофор». При помощи простой цветовой индикации он показывает интегральную оценку каждого страховщика по трем основным показателям: «общая оценка деятельности», «качество урегулирования», «уровень жалоб».

Также ежеквартально МТСБУ готовит подробную информацию о показателях работы каждого страховщика ОСАГО (количество договоров, сумма премий, количество и сумма выплат, средний срок выплаты, количество и уровень жалоб и др.). Ознакомиться с этими данными можно также на сайте Бюро.

Сколько жалоб на страховщиков ОСАГО поступает в Бюро

За три квартала прошлого года в Бюро пришло 1784 жалобы, за тот же период нынешнего года – 1455 штук. Как мы видим, количество жалоб уменьшилось на 22%. Традиционно больше всего жалоб на промедление с выплатой, но их количество тоже уменьшается: 1393 шт. за три квартала 2018 г. и 974 шт. за тот же период 2019 г. Жалоб по другим причинам – отказ в выплате возмещения и несогласие с размером выплаты – около 300 и 200 штук за январь-сентябрь 2018 и 2019 годов соответственно.

Нацкомфинуслуг также сообщила о снижении общего количества жалоб на всех страховщиков в мае-октябре этого года по всем видам страхования более чем на 10%. Количество заключенных договоров ОСАГО растет, а количество жалоб сокращается.

Для реальной оценки качества работы страховщиков ОСАГО важен не столько абсолютный показатель жалоб (их количество), сколько уровень жалоб: отношение количества жалоб к количеству сделанных выплат страхового возмещения. Так вот средний уровень жалоб на страховщиков ОСАГО очень низкий, около 1% (за три квартала 2019 г выплачено более 100 тыс. страховых возмещений). В эту статистику входят как обоснованные жалобы (где есть реальное нарушение со стороны страховщика), так и необоснованные.

Жалобы на страховщиков, что делает МТСБУ

Когда на страховщика жалуются, хотя компания действует по закону

1) Выплата в срок до 90 дней с момента подачи в страховую компанию заявления о выплате. К заявлению должны прилагаться все необходимые документы согласно требованиям закона «Об ОСАГО». Нередки случаи, когда пострадавший в ДТП пишет жалобу на задержку выплаты компенсации ущерба, когда еще не истек строк, определенный для этого законом.

Закон «Об ОСАГО» обязывает страховую компанию сделать выплату не позднее 90 дней с момента получения страховщиком заявления на выплату и всех прилагающихся к нему документов. Иногда пострадавшие ошибочно считают, что срок выплаты в 90 дней должен отсчитываться с момента ДТП, а не момента передачи документов страховщику.

Директива ЕС устанавливает трехмесячный срок выплаты страхового возмещения после подачи требования в страховую компанию, так что наши законодательные нормы вполне соответствует европейским стандартам и практикам в сфере ОСАГО.

2) Выплата с учетом износа автомобиля. Это откровенно несправедливая по отношению к пострадавшим и давно устаревшая норма, но она есть в действующем законе «Об ОСАГО» и Методике товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств, страховщик обязан их выполнять. Мы ведем работу, чтобы в новой редакции закона «Об ОСАГО» было прописано положение о выплате пострадавшему в ДТП полной суммы компенсации за ремонт.

Сейчас разницу между стоимостью восстановительного ремонта поврежденного авто и размером страховой выплаты можно получить с виновника ДТП – по договорённости с ним, или в судебном порядке.

3) Выплата без учета НДС. Уменьшение суммы выплаты на размер НДС при перечислении средств непосредственно на счет (банковскую карту) потерпевшего – требование закона «Об ОСАГО». НДС – налог, он не является прямым ущербом, и не компенсируется, если пострадавший не ремонтировал свой автомобиль на СТО, которое является плательщиком НДС.

Для получения суммы НДС необходимо подать заявление страховщику в произвольной форме, добавив к нему документ, подтверждающий факт отплаты ремонтных работ поврежденного автомобиля (акт выполненных работ и оригинал квитанции или другого документа об оплате) на СТО.

Куда пожаловаться, если страховщик действительно нарушает права

  1. Первый шаг, который следует сделать – написать официальное письменное обращение руководству страховой компании. Это поможет быстро решить проблему, если она вызвана недоработками конкретных сотрудников службы урегулирования.
  2. Жалобу в электронном виде можно подать в Нацкомфинуслуг или в МТСБУ.
  3. Жалоба должна содержать всю ключевую информацию о страховом событии и процессе его урегулирования, а также личные данные пострадавшего (ФИО, адрес, дата ДТП, госномера автомобилей-участников ДТП, ФИО владельцев и водителей, номер полиса виновника, дата обращения в СК, дата и перечень документов, поданных в СК и т.п.), а также краткое изложение возникшей проблемы.

Как МТСБУ может воздействовать на страховщика

У МТСБУ, в отличие от Нацкомфинуслуг, нет полномочий применять регуляторные меры воздействия, мы не регулятор. Страховые компании сами заинтересованы в том, чтобы жалоб было минимальное количество: у Бюро есть специальный мониторинговый показатель, при расчете которого учитывается скорость выплат и уровень жалоб на компанию. Также для страховых компаний, у которых более 40% выплат производится в срок свыше 60 дней после даты ДТП, ежемесячные денежные отчисления в фонды МТСБУ устанавливаются в 1,5 раза больше, чем для остальных страховщиков.

МТСБУ рассматривает каждую жалобу, если она обоснована, то после общения Бюро со страховщиком чаще всего вопрос быстро решается в пользу пострадавшего.

Сейчас рассматриваем возможность создания в следующем году при Бюро специальной структуры («омбудсмена»), которая будет заниматься досудебным урегулированием споров между страховыми компаниями и получателями выплат, что должно сократить сроки выплат и уровень жалоб.

Смотрите также:

Автострахование как бизнес: как начать бизнес по автострахованию

Как начать бизнес по автострахованию

Как начать бизнес по автострахованию Автострахование как бизнес Количество автолюбителей и владельцев автомобилей постоянно растет, а это значит, что услуги автострахования становятся все более востребованными. Потенциальному учредителю бизнеса в области автострахования важно знать основные нюансы, действующие в этой сфере, а также наиболее важные шаги, необходимые для основания страхового агентства. Автострахование: нюансы бизнеса При желании заниматься бизнесом, связанным с автострахованием, важно понимать отличия между понятиями страховой компании и агентства. Кроме того, нужно сразу определиться со сферами страхового бизнеса, интересующими будущего владельца такого предприятия. Так, это может быть полноценная страховая компания, специализирующаяся на заключении договоров страхования, и кроме того, в сферу деятельности такой компании будет входить осуществление выплат по полисам. Учреждение такой организации требует наличие значительного уставного капитала. Более простым…

ДАЛЕЕ...

Что нужно знать об ОСАГО?

Знать об ОСАГО

Хорошие водители, если что-то и знают об ОСАГО, то никогда не прибегали к помощи страховых компаний. Главное, чтобы полис всегда лежал в бардачке автомобиля. Однако что делать при наступлении страхового случая? ОСАГО – это полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Особенностью ОСАГО является возмещение убытков и ущерба, которые были причинены другому автомобилю, жизни и здоровью пассажиров. Тарифы по ОСАГО устанавливает государство, и без ОСАГО на дороге появляться запрещено. Всеобщность и обязательность страхования Самое главное, что нужно знать по поводу полиса ОСАГО…

ДАЛЕЕ...

Страхование КАСКО

Страхование КАСКО

КАСКО (от исп. Casco - шлем) - страхование транспортного средства (ТС) от рисков, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации автомобиля. Под «полным КАСКО» понимается страхование от всех возможных рисков, в то время как «частичное КАСКО» покрывает лишь некоторые риски. Под страхованием КАСКО понимается только страхование самих транспортных средств и оно не включает в себя страхование ответственности перед третьими лицами, страхование водителя и пассажиров, имущества (страхование грузов)…

ДАЛЕЕ...

Популярные сообщения из этого блога

Экономия: Комплексное страхование жилья и автомобиля

Страхование гражданской ответственности владельцев автомобилей

Страхование имущества - Справочники и руководства

Страхование медицинских расходов - Справочники и руководства

Страхование - что это? | Статьи и информация о страховании